Добросельская
ООШ

уроки географии

Открытый урок по географии в 6 классе на тему:«Ветер»

 

 Подготовила и провела учитель географии

Добросельской ООШ Приходченко Т.А.

 

Тема: Ветер.

 

Цели: Сформировать представление об образовании ветра. Ознакомить с видами ветров.

            Научиться строить розу ветров и анализировать её, используя статистический материал; работать с учебником, делать выводы.

             Воспитывать интерес и любовь  к природе.

 

Оборудование: физическая карта полушарий, карточки с заданиями, календарь погоды, стенд «Термины и понятия».

 

                Ход урока.

 

  1. Орг. Момент. Ребята, давайте вспомним девиз, который поможет нам сегодня в работе. «Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из этого самое полезное!»

 

  1. Проверка домашнего задания.

А) Работа сильных учащихся с карточками.

Б) Работа со слабыми учащимися. Беседа:- Что такое атмосферное давление?

- Работа с рисунком на доске. В какой точке атмосферное давление будет самое низкое, самое высокое? Распределить показатели атмосферного давления и объяснить почему.

-Как с высотой изменяется атмосферное давление?

- Решить задачу. ( Если будет позволять время) Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм. рт.ст.? 1) 2000:10,5=194 2) 750-194=556 ммрт.ст. Ответ:556 мм рт.ст.

В) выводы.

 

3. Переход к изучению новой темы.

    -Отгадать загадку. Без рук, без ног, по полю рыщет, поет да свищет, деревья ломает, к земле приклоняет. (Ветер). 

     -Чтение стихотворения. Внезапно небо прорвалось

                                              С холодным пламенем и громом,

                                               И ветер начал вкривь и вкось

                                               Качать сады над нашим домом.  Н.М.Рубцов.

     -Сегодня мы поговорим о ветре.

            

4.Новый материал.  Ветер, причина образования ветра. Решение проблемной задачи. А теперь послушайте меня, пожалуйста. В годы Великой Отечественной войны над городом, временно оккупированном фашистами, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Три дня фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить в нем самолет, но безуспешно, самолета не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом выяснилось, один мальчик, по имени Саша, очень хотел помочь партизанам в борьбе с ненавистными гитлеровцами. Он пришел к ним и предложил свою помощь, рассказал, что придумал, как можно распространить листовки. И вот Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы, которая имела высоту 30 метров. Они медленно опускались на землю и люди узнавали из листовок правду.

  -Объясните, какую закономерность он использовал?

На доске повесить рисунок с изображением заводской трубы.

-Найти атмосферное давление на вершине трубы. (1) 30:10=3 2) 760-3=757 мм рт. ст.).

-Какую закономерность использовал Саша?

Над земной поверхностью тоже может быть движение воздуха, т.е. ветер, т.к. по разному нагревается воздух: где-то более холодный, где-то более теплый.

-Почему? (Температура воздуха зависит от угла падения солнечных лучей, из-за различной высоты Солнца).

_А почему? (шарообразность Земли).

Представим эту закономерность в виде схемы связей между причинами образования ветра.

Шарообразность Земли -Различная высота Солнца -Различный угол падения солнечных лучей -Различный нагрев Солнца -Различная температура воздуха -Различное атмосферное давление -Ветер.

 -Прочитать определение ветра в учебнике на стр.116. Повесить в таблицу карточку с термином «ветер».

 Чтение в учебнике причины ветра на стр. 117.

             - Обратите внимание на записи на доске:

1) 760, 720 мм.

2)740-720 мм.

- В каком направлении ветер будет дуть?

-В каком случае ветер будет сильнее? Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее будет дуть ветер.

             Виды ветров.

Сейчас мы определим  как изменяется направление ветра в течение суток и по сезонам года.

-Рассмотреть рисунок на стр.116 учебника. Обратить направление ветра днем и ночью. Термин «бриз» вывешивается на доске.

-Ветры муссоны, рассмотреть рисунок на стр.117 учебника, сделать выводы, показать на карте. Термин «муссоны» повесить на доске.

-Сообщение о смерчах. Термин вывешивается на доске.

-Сообщение учителя о ветре фён ( нем., от лат. тёплый западный ветер)- тёплый и сухой сильный, порывистый ветер, дующий с гор в долины. При подъеме воздух охлаждается, теряет влагу. Перевалив через гребень хребта, воздух устремляется вниз, быстро нагревается. Фён продолжается обычно менее суток.                                                             

-Термин вывешивается на доске и записывается в тетрадь.                                                   

-Бора - северный ветер. Сильный порывистый  ветер, возникающий, когда холодный воздух перетекает через горный хребет и вытесняет находящийся по другую его сторону тёплый и менее плотный воздух. Зимой бора приносит сильное похолодание. Бывает на северо-западе Адриатического побережья, на Черном море (у Новороссийска), на Байкале.

-Суховеи. Ветры, которые часты в нашей местности, в Средней Азии.

Самум - песчаная буря в пустыне.

Френсис Бофорт- английский адмирал, который в 1805 году предложил бальную систему изменения скорости ветра.

-Рассмотреть форзац учебника.

Флюгер- прибор для измерения направления и скорости ветра.

           Значение ветра.

Чтение текста в учебнике на стр. 119.

-Краткое сообщение учителя о преимуществе ВЭС. (Смотри хрестоматия по физической географии на стр.130)

       Практическая работа «Построение розы ветров за февраль 2007 года». У каждого учащегося на столе имеется план работы, календарь погоды.

Проверка работ, лучшие работы показать классу.

 

5. Физминутка.

Дети встают, вслух произносят стихотворение и делают соответствующее движение.

Ветер дует нам в лицо (вращают руками),

Закачалось деревцо (наклоняются в разные стороны),

Ветерок все тише, тише (приседают)

Деревцо все выше, выше (потягиваются вверх).

 

6. Закрепление.

1) Закончить предложение (устно).

-Движение воздуха в горизонтальном направлении-(ветер).

-Главная причина образования ветра- ( разница в атмосферном давлении).

-Бриз – это …

Муссон- это…

2) Что лишнее муссон, дождь, фен, бора, самум, суховей. Почему?

 

7.Рефлексия.

- Что на уроке вам было интересным и важным?

 

8. Итог урока.

 

9. Домашнее задание.

П.39. Кто сможет. Решить занимательную задачу (карточка) и ответить на вопрос: Почему форточки в окнах делают вверху, а батареи отопления внизу?

 

Открытый урок по географии в 7 классе  на тему: «Природные зоны: влажные экваториальные леса, саванны, пустыни.»

 

Подготовила и провела учитель географии

Добросельской ООШ Приходченко Т.А.

 

Тема: Природные зоны: влажные экваториальные леса, саванны, пустыни.   

 

Цели: Показать учащимся связь между условиями жизни и  приспособлениями организмов, которые ими вызваны. Познакомиться с яркими представителями различных природных зон.

 Воспитывать интерес к природе.

 

Оборудование: карта «Природные зоны мира», цветные иллюстрации природных зон, карточки, таблица «Разнообразие видов в разных географических широтах».

 

                 Ход урока. 

 

1.     Орг. Момент.

Ребята, девизом нашего урока являются слова: « Учитесь, читайте и извлекайте из этого самое полезное».  Как вы понимаете эти слова?

На уроке мы будем обращаться к нашему девизу.

 

2.     Проверка домашнего задания.

А) Работа с основными понятиями прошлой темы: Что такое широтная зональность? Высотная поясность?

Б) Работа с карточками. В дополнение к основной работе 2 учащихся (сильных) составляют по 2 «тонких» вопроса, «толстых» и задают их потом классу.    

1.Нижняя граница биосферы располагается:

А) на дне Мирового океана;

Б) на глубине 3 км в земной коре;

  В) на границе мантии и земной коры?

2.Какие организмы появились раньше:

А) бактерии

Б) растения

В) животные

Г) грибы?   

3.Назовите самую обитаемую часть биосферы

А) атмосфера

Б) гидросфера

В) поверхность литосферы?

4.Дополните предложение.

Главной причиной высотной поясности является…

В) Работа с вопросами.

 

3. Переход к изучению новой темы.

Итак, ребята мы установили, что  образование широтной зональности зависит от каких причин? ( Продолжительность дня, угол падения солнечных лучей). Энергию солнечных лучей оценивают обычно количеством джоулей на 1 см квадратный поверхности в единицу времени. Так как земная ось наклонена, различные области земного шара получают неодинаковое количество солнечной энергии. ( Работа с записями на доске). Например, в Арктике на 1см кв. тундры в год поступает только 60 тыс. ДЖ, а в умеренных широтах 300 тыс. ДЖ. В соответствии с изменениями климата с севера на юг меняются растительность, почвы, животный мир.

 

4.Изучение нового материала.

-Сообщение темы, запись в тетрадь.

-Чтобы убедиться в главенствующей роли климата в распространении животных и растений, давайте рассмотрим, как меняется биологическое разнообразие по мере продвижения с севера на юг.

Работа с таблицей, которая на доске.

 

Природные районы, на 100 км кв.

Число видов.

Полярные широты

50 видов

Тундра

100-150 видов

Тайга

500-600 видов

Широколиственные леса

700-800 видов

Степи

До 900 видов

Пустыни

300-400 видов

Тропические леса

До 2000-3000 видов

 

-Сделать выводы.

-Сегодня на уроке мы будем говорить не только о том, что климат влияет на количество видов, обитающих в разных природных зонах, но и о том, как животные и растения приспособились к этим внешним условиям среды.

Влажные экваториальные леса.

Первую зону, которую мы рассмотрим, называют «влажные экваториальные леса». Показать на карте. Прочитайте в учебнике на стр.145 какой климат в этой местности? (Влажно, тепло, средняя суточная температура + 25 градусов, осадков 2000 мм и выпадают равномерно в течение года).

-Рассмотрите план описания природной зоны на карточке, и зачитаем его. ( На каждом столе находится план описания природной зоны).

- Деревья здесь не сбрасывают свою листву одновременно, как это бывает  в нашей местности, а меняют ее постепенно. Лес всегда зеленый, очень густой, деревьям приходится бороться за место под солнцем, поэтому гиганты достигают высоты 50-60 м. Растения представлены в несколько ярусов. Под пологом леса влажно, душно и сыро. Стволы деревьев обвиты лианами. Большинство животных обитает на деревьях.

-Сообщение учащегося о ленивце, себе.

После сообщения отметить, как приспособились данные растения и животные к условиям экваториального леса.

Саванны.

- Показать на карте.

-К зоне экваториальных лесов примыкает зона саванн. Это равнины, покрытые травами. Среди животных количественно преобладают растительноядные. В отличие от экваториальных лесов здесь выделяется сухой и влажный сезон.

-Запишите особенности климата саванн. Температура + 24 градуса, осадки-1000 мм, летом.

- Сообщение о баобабе, жирафе.

- Как приспособились данные животные и растения к этим условиям?

Пустыни.

-Запишите климатические особенности пустынь: температура +30 градусов, осадков до 50мм и менее.

-Самостоятельное чтение текста о пустынях на стр. 146-147 учебника.

-Сообщение о верблюдах и финиковой пальме.

-Как приспособились растения и животные пустынь к условиям обитания?

 

5.Закрепление.

А) Класс делится на 3 группы. Работают с карточками, определяя природную зону по описанию. 1 учащийся из группы выходит и выбирает лист, характеризующий данную природную зону и обосновывает свой ответ.

Б) Занимательные вопросы.

-Люди с заболеванием сердечно сосудистой системы плохо переносят повышенное атмосферное давление. Порекомендуйте им выбор места жительства в Африке. (В экваториальных лесах низкое атмосферное давление за счет восходящих потоков воздуха).

-Назовите природную зону, которую украшает это растение. Оно листопадное, не выносит тени. Отдельные экземпляры достигают в диаметре 3-4 и более метра. Может «худеть» и «толстеть», т.е менять объем ствола. Древесина непригодна для топлива и стройматериалов. Зацветает с приходом дождей. Плодами любят лакомиться обезьяны. (Саванна, баобаб).

-Обнимая хозяина, вьюсь,

Лезу вверх, высоты не боюсь,

И, с хозяином так обнимаясь,

Я все выше и выше взбираюсь,

Чтоб гирляндой потом с высоты ниспадать.

Кто я есть? Попытайся знаток угадать, (лианы).

 

6.Рефлексия.

-Что полезное вы извлекли из сегодняшнего урока?

7.Итог.

 

8.Домашнее задание.

П. 47(с.145-147), подготовить сообщение про обитателей степей, тайги, тундры.

 
Добросельская основная общеобразовательная школа
Сайт создан в системе uCoz