Открытый урок по географии в 6 классе на тему:«Ветер»
Подготовила
и провела учитель географии
Добросельской ООШ Приходченко Т.А.
Тема:
Ветер.
Цели:
Сформировать представление об образовании ветра. Ознакомить
с видами ветров.
Научиться строить
розу ветров и анализировать её, используя статистический
материал; работать с учебником, делать выводы.
Воспитывать интерес
и любовь к природе.
Оборудование:
физическая карта полушарий, карточки с заданиями, календарь
погоды, стенд «Термины и понятия».
Ход урока.
-
Орг. Момент. Ребята,
давайте вспомним девиз, который поможет нам сегодня в
работе. «Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из
этого самое полезное!»
-
Проверка домашнего задания.
А) Работа сильных учащихся с
карточками.
Б) Работа со слабыми учащимися.
Беседа:- Что такое атмосферное давление?
- Работа с рисунком на доске. В
какой точке атмосферное давление будет самое низкое, самое
высокое? Распределить показатели атмосферного давления и
объяснить почему.
-Как с высотой изменяется
атмосферное давление?
- Решить задачу. ( Если будет
позволять время) Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково
атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у
поверхности земли оно равнялось 750 мм. рт.ст.? 1)
2000:10,5=194 2) 750-194=556 ммрт.ст. Ответ:556 мм рт.ст.
В) выводы.
3. Переход к
изучению новой темы.
-Отгадать загадку. Без рук,
без ног, по полю рыщет, поет да свищет, деревья ломает, к
земле приклоняет. (Ветер).
-Чтение стихотворения.
Внезапно небо прорвалось
С холодным
пламенем и громом,
И ветер начал
вкривь и вкось
Качать сады
над нашим домом. Н.М.Рубцов.
-Сегодня мы поговорим о
ветре.
4.Новый материал.
Ветер, причина
образования ветра. Решение проблемной задачи. А
теперь послушайте меня, пожалуйста. В годы Великой
Отечественной войны над городом, временно оккупированном
фашистами, несколько дней подряд кружились в воздухе
листовки. Три дня фашистские дозорные следили за небом,
пытаясь обнаружить в нем самолет, но безуспешно, самолета не
было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как
потом выяснилось, один мальчик, по имени Саша, очень хотел
помочь партизанам в борьбе с ненавистными гитлеровцами. Он
пришел к ним и предложил свою помощь, рассказал, что
придумал, как можно распространить листовки. И вот Саша взял
листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской
трубы, которая имела высоту 30 метров. Они медленно
опускались на землю и люди узнавали из листовок правду.
-Объясните, какую
закономерность он использовал?
На доске повесить рисунок с
изображением заводской трубы.
-Найти атмосферное давление на
вершине трубы. (1) 30:10=3 2) 760-3=757 мм рт. ст.).
-Какую закономерность
использовал Саша?
Над земной поверхностью тоже
может быть движение воздуха, т.е. ветер, т.к. по разному
нагревается воздух: где-то более холодный, где-то более
теплый.
-Почему? (Температура воздуха
зависит от угла падения солнечных лучей, из-за различной
высоты Солнца).
_А почему? (шарообразность
Земли).
Представим эту закономерность в
виде схемы связей между причинами образования ветра.
Шарообразность Земли -Различная
высота Солнца -Различный угол падения солнечных лучей
-Различный нагрев Солнца -Различная температура воздуха
-Различное атмосферное давление -Ветер.
-Прочитать
определение ветра в учебнике на стр.116. Повесить в таблицу
карточку с термином «ветер».
Чтение в учебнике причины ветра
на стр. 117.
- Обратите внимание
на записи на доске:
1) 760, 720 мм.
2)740-720 мм.
- В каком направлении ветер
будет дуть?
-В каком случае ветер будет
сильнее? Чем больше разница в атмосферном давлении, тем
сильнее будет дуть ветер.
Виды ветров.
Сейчас мы определим как
изменяется направление ветра в течение суток и по сезонам
года.
-Рассмотреть рисунок на стр.116
учебника. Обратить направление ветра днем и ночью. Термин
«бриз» вывешивается на доске.
-Ветры муссоны, рассмотреть
рисунок на стр.117 учебника, сделать выводы, показать на
карте. Термин «муссоны» повесить на
доске.
-Сообщение о смерчах. Термин
вывешивается на доске.
-Сообщение учителя о ветре
фён ( нем., от лат. тёплый западный
ветер)- тёплый и сухой сильный, порывистый ветер, дующий с
гор в долины. При подъеме воздух охлаждается, теряет влагу.
Перевалив через гребень хребта, воздух устремляется вниз,
быстро нагревается. Фён продолжается обычно менее суток.
-Термин вывешивается на доске и
записывается в
тетрадь.
-Бора -
северный ветер. Сильный порывистый ветер, возникающий,
когда холодный воздух перетекает через горный хребет и
вытесняет находящийся по другую его сторону тёплый и менее
плотный воздух. Зимой бора приносит сильное похолодание.
Бывает на северо-западе Адриатического побережья, на Черном
море (у Новороссийска), на Байкале.
-Суховеи.
Ветры, которые часты в нашей местности, в Средней Азии.
Самум
- песчаная буря в пустыне.
Френсис Бофорт-
английский адмирал, который в 1805 году предложил бальную
систему изменения скорости ветра.
-Рассмотреть форзац учебника.
Флюгер-
прибор для измерения направления и скорости ветра.
Значение ветра.
Чтение текста в учебнике на стр.
119.
-Краткое сообщение учителя о
преимуществе ВЭС. (Смотри хрестоматия по физической
географии на стр.130)
Практическая работа
«Построение розы ветров за февраль 2007 года». У
каждого учащегося на столе имеется план работы, календарь
погоды.
Проверка работ, лучшие работы
показать классу.
5. Физминутка.
Дети встают, вслух произносят
стихотворение и делают соответствующее движение.
Ветер дует нам в лицо (вращают
руками),
Закачалось деревцо (наклоняются
в разные стороны),
Ветерок все тише, тише
(приседают)
Деревцо все выше, выше
(потягиваются вверх).
6. Закрепление.
1) Закончить предложение
(устно).
-Движение воздуха в
горизонтальном направлении-(ветер).
-Главная причина образования
ветра- ( разница в атмосферном давлении).
-Бриз – это …
Муссон- это…
2) Что лишнее муссон, дождь,
фен, бора, самум, суховей. Почему?
7.Рефлексия.
- Что на уроке вам было
интересным и важным?
8. Итог урока.
9. Домашнее задание.
П.39. Кто сможет. Решить
занимательную задачу (карточка) и ответить на вопрос: Почему
форточки в окнах делают вверху, а батареи отопления внизу?
Открытый урок по географии в 7 классе на тему:
«Природные
зоны: влажные экваториальные леса, саванны, пустыни.»
Подготовила и провела учитель географии
Добросельской ООШ Приходченко Т.А.
Тема:
Природные зоны: влажные экваториальные леса, саванны,
пустыни.
Цели:
Показать учащимся связь между условиями жизни и
приспособлениями организмов, которые ими вызваны.
Познакомиться с яркими представителями различных природных
зон.
Воспитывать интерес к природе.
Оборудование:
карта «Природные зоны мира», цветные иллюстрации природных
зон, карточки, таблица «Разнообразие видов в разных
географических широтах».
Ход урока.
1.
Орг. Момент.
Ребята, девизом нашего урока
являются слова: « Учитесь, читайте и извлекайте из этого
самое полезное». Как вы понимаете эти слова?
На уроке мы будем обращаться к
нашему девизу.
2.
Проверка
домашнего задания.
А)
Работа с основными понятиями прошлой темы: Что такое
широтная зональность? Высотная поясность?
Б)
Работа с карточками. В дополнение к основной работе 2
учащихся (сильных) составляют по 2 «тонких» вопроса,
«толстых» и задают их потом классу.
1.Нижняя граница биосферы
располагается:
А) на дне Мирового океана;
Б) на глубине 3 км в земной
коре;
В) на границе мантии и земной
коры?
2.Какие организмы появились
раньше:
А) бактерии
Б) растения
В) животные
Г) грибы?
3.Назовите самую обитаемую часть
биосферы
А) атмосфера
Б) гидросфера
В) поверхность литосферы?
4.Дополните предложение.
Главной причиной высотной
поясности является…
В)
Работа с вопросами.
3. Переход к изучению
новой темы.
Итак, ребята мы установили, что
образование широтной зональности зависит от каких причин? (
Продолжительность дня, угол падения солнечных лучей).
Энергию солнечных лучей оценивают обычно количеством джоулей
на 1 см квадратный поверхности в единицу времени. Так как
земная ось наклонена, различные области земного шара
получают неодинаковое количество солнечной энергии. ( Работа
с записями на доске). Например, в Арктике на 1см кв. тундры
в год поступает только 60 тыс. ДЖ, а в умеренных широтах 300
тыс. ДЖ. В соответствии с изменениями климата с севера на юг
меняются растительность, почвы, животный мир.
4.Изучение нового
материала.
-Сообщение темы, запись в
тетрадь.
-Чтобы убедиться в
главенствующей роли климата в распространении животных и
растений, давайте рассмотрим, как меняется биологическое
разнообразие по мере продвижения с севера на юг.
Работа с таблицей, которая на
доске.
Природные районы, на 100
км кв. |
Число видов. |
Полярные широты |
50 видов |
Тундра |
100-150 видов |
Тайга |
500-600 видов |
Широколиственные леса |
700-800 видов |
Степи |
До 900 видов |
Пустыни |
300-400 видов |
Тропические леса |
До 2000-3000 видов |
-Сделать выводы.
-Сегодня на уроке мы будем
говорить не только о том, что климат влияет на количество
видов, обитающих в разных природных зонах, но и о том, как
животные и растения приспособились к этим внешним условиям
среды.
Влажные экваториальные леса.
Первую зону, которую мы
рассмотрим, называют «влажные экваториальные леса». Показать
на карте. Прочитайте в учебнике на стр.145 какой климат в
этой местности? (Влажно, тепло, средняя суточная температура
+ 25 градусов, осадков 2000 мм и выпадают равномерно в
течение года).
-Рассмотрите план описания
природной зоны на карточке, и зачитаем его. ( На каждом
столе находится план описания природной зоны).
- Деревья здесь не сбрасывают
свою листву одновременно, как это бывает в нашей местности,
а меняют ее постепенно. Лес всегда зеленый, очень густой,
деревьям приходится бороться за место под солнцем, поэтому
гиганты достигают высоты 50-60 м. Растения представлены в
несколько ярусов. Под пологом леса влажно, душно и сыро.
Стволы деревьев обвиты лианами. Большинство животных обитает
на деревьях.
-Сообщение учащегося о ленивце,
себе.
После сообщения отметить, как
приспособились данные растения и животные к условиям
экваториального леса.
Саванны.
- Показать на карте.
-К зоне экваториальных лесов
примыкает зона саванн. Это равнины, покрытые травами. Среди
животных количественно преобладают растительноядные. В
отличие от экваториальных лесов здесь выделяется сухой и
влажный сезон.
-Запишите особенности климата
саванн. Температура + 24 градуса, осадки-1000 мм, летом.
- Сообщение о баобабе, жирафе.
- Как приспособились данные
животные и растения к этим условиям?
Пустыни.
-Запишите климатические
особенности пустынь: температура +30 градусов, осадков до
50мм и менее.
-Самостоятельное чтение текста о
пустынях на стр. 146-147 учебника.
-Сообщение о верблюдах и
финиковой пальме.
-Как приспособились растения и
животные пустынь к условиям обитания?
5.Закрепление.
А) Класс делится на 3 группы.
Работают с карточками, определяя природную зону по описанию.
1 учащийся из группы выходит и выбирает лист,
характеризующий данную природную зону и обосновывает свой
ответ.
Б) Занимательные вопросы.
-Люди с заболеванием сердечно
сосудистой системы плохо переносят повышенное атмосферное
давление. Порекомендуйте им выбор места жительства в Африке.
(В экваториальных лесах низкое атмосферное давление за счет
восходящих потоков воздуха).
-Назовите природную зону,
которую украшает это растение. Оно листопадное, не выносит
тени. Отдельные экземпляры достигают в диаметре 3-4 и более
метра. Может «худеть» и «толстеть», т.е менять объем ствола.
Древесина непригодна для топлива и стройматериалов.
Зацветает с приходом дождей. Плодами любят лакомиться
обезьяны. (Саванна, баобаб).
-Обнимая хозяина, вьюсь,
Лезу вверх, высоты не боюсь,
И, с хозяином так обнимаясь,
Я все выше и выше взбираюсь,
Чтоб гирляндой потом с высоты
ниспадать.
Кто я есть? Попытайся знаток
угадать, (лианы).
6.Рефлексия.
-Что полезное вы извлекли из
сегодняшнего урока?
7.Итог.
8.Домашнее задание.
П. 47(с.145-147), подготовить
сообщение про обитателей степей, тайги, тундры. |